?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
"Игра в Наполеона", театр на Юго-Западе, 14.12.16
galkateatralka

Мои читатели, возможно, помнят, что после первого своего посещения спектакля "Игра в Наполеона" в Театре на Юго-Западе я написала в своем отзыве, что обязательно должна пересмотреть его еще раз. И вот, не прошло и трех месяцев, как я это сделала.
На этот раз я сидела в четвертом ряду и должна сказать, что в результате я увидела совсем другой спектакль. Если при первом просмотре в первом ряду я захлебывалась актерской энергетикой и почти не могла следить за действием, то на этот раз я не чувствовала запаха крови, зато спокойно улавливала, что происходит на сцене. Что лучше - каждый решит для себя сам. Для меня и тот, и другой вариант имеет свои плюсы. Но впитывать актерскую энергетику было все-таки круче. Зато теперь, хоть и не могу сказать, что все мне стало ясно, вопросы остались все равно, но все-таки пазл сложился в более-менее понятную картинку.
Осталось понять, почему убитые персонажи воскресают и продолжают играть. Ну да, понятно, что это ИГРА в Наполеона, но все равно же тогда отыгравший свою роль персонаж должен уйти со сцены, а не играть ту же пьесу. А это именно игра, где с самого начала нам говорят, что изобразить такую личность, как Наполеон, это наполеоновские замашки )), поэтому на сцене - просто люди, решившие поиграть в великого полководца.
Но все эти небольшие непонятки и нестыковки не мешали, тем не менее, с интересом и удовольствием следить за постановкой. Она энергична, захватывает внимание и смотрится, как приключенческий фильм.




Шахматы были страстью Бонапарта, он был очень сильным игроком не только в жизни, но и на шахматной доске. И вот именно на этих параллелях и построено все действие. Наполеон ведет непримиримую битву. Кто выиграет в шахматы? Кто победит в споре с судьбой, где ставка - жизнь? И связано ли одно с другим? Его острый ум и железная логика не дают погрязнуть в иллюзии, он прекрасно понимает, кто чего стоит на самом деле. И пусть когда-то он допустил промах, "не заметив ошибку до того, как свергнут", теперь он не дает себя обмануть, даже в такой мелочи, как шахматная игра. Он понимает, кто на самом деле выиграл партию, но и остальные герои начинают понимать, кто проигрывает игру посерьезнее шахмат. Только вот если на шахматной доске выигрывает на самом деле не он, то в жизни все происходит по-другому... Игроков сильнее не находится.
В этом спектакле только один положительный персонаж - маршал Бертран (Евгений Бакалов).




Он до конца предан своему Императору. А вот остальные, несмотря на то, что по ходу действия им искренне сочувствуешь и за них переживаешь, люди, прямо скажем, не святые.
Наполеон Бонапарт, отрекшийся, но не смирившийся, томится на острове Эльба. И надо решить для себя, тиран он, заслуживший смерти, или жертва. От этого решения зависит, как Вы будете смотреть спектакль. Но принять окончательное решение невозможно. Олег Леушин столь виртуозно играет сильного, умного человека, что не хочется верить в его коварство, вероломство и жестокость. Я, кстати, очень порадовалась, что он наконец смог оставить свою палочку. Но вот что интересно - с палочкой в прошлый раз Наполеон был еще убедительнее.) Я тут задумалась, и мне кажется, что это одна из самых лучших ролей Олега Николаевича. Браво!


Противником великого Наполеона становится простой актер, перевоплотившийся в лейтенанта Этвуда. И тут перед зрителями встает другая непосильная задача. Понять, кто этот человек. Жертва? Благородный мститель? Или мерзкий убийца? И вообще ни разу не благородный человек. Причитая о своей жене Матильде, оставленной в Париже с новорожденным ребенком, он, тем не менее, не упускает возможности закрутить роман с графиней Валевской, любовницей Наполеона. И вот по-хорошему не надо бы ему сочувствовать, получил по заслугам... Но как же его жалко... Как пронзительно играет его Фарид Тагиев, как хочется, чтобы у его героя все сложилось хорошо. Но как хорошо? Тогда будет плохо у Наполеона. В общем, сплошные противоречия. Мозг кипит, душа разрывается.




Мне было безумно жаль обоих. И Наполеона, и Этвуда. Мне было очень интересно следить за их тихой битвой. И на шахматной доске, и в жизни. И я поймала себя на том, что несмотря на то, что до боли сочувствую Этвуду, что боюсь вместе с ним, кричу вместе с ним от боли, но все равно радуюсь тому, что Наполеон победил в этом бою.
Возможно, потому, что при всем моем благоговении перед талантом Фарида Тагиева я видела, что в этот раз Олег Леушин играл гораздо убедительнее. Во всяком случае, в первом действии. А поэтому и его герою я сопереживала сильнее. Но зато во втором действии... Во втором Фарид разыгрался и просто потряс. Я не заметила в прошлый раз, как наблюдает он за игрой в кошки-мышки, которую устроил Наполеон. И вот император расправляется с одним врагом за другим, а Кристофер (Этвуд) стоит, забившись в угол, и с ужасом за этим наблюдает, понимая, что он тоже в этой очереди. И это выражение лица Фарида было потрясающим. Я верила, что ему страшно до дрожи. То есть одну из самых, на мой вкус, сильных сцен вчерашнего спектакля (именно вчерашнего, а не вообще Игры в Наполеона) Фарид играл тогда, когда его почти никто не видел, в фокусе внимания в этот момент были другие артисты. Это поразительно! Мои аплодисменты и искреннее восхищение. Ну и, конечно, страшная сцена, произошедшая между ним и Маршалом, не стану спойлерить. Это тот момент, когда и маршал стал отрицательным героем, да, слишком жесток и хладнокровен. И еще одна сцена, которая на фото.


Между мужчинами страдает женщина. Все женские роли играет Карина Дымонт, перевоплощаясь из Марии Валевской в Матильду или в жену Наполеона. Или даже в фазана - невинную жертву императорской охоты. Хрупкая, страдающая и коварная, мстительная одновременно. И снова загадка - сочувствовать ей или ненавидеть. Вот вроде объективно правда на ее стороне. Изнасиловали, бросили, но почему-то хочется отмыться после ее реплик. Ненавидишь за то, что она играет сразу против обоих мужчин. Очень понравилось, как Карина исполнила эту роль.


Не менее отвратительны и полковник Новерраз (Сергей Бородинов)


и доктор Фурро (Олег Анищенко)


Заговор этих людей против такой личности, как Наполеон, не вызывает сочувствия, даже если личность со знаком минус. Ну пойди и убей в честном бою, в конце концов. И, кстати, как трогательно Олег Леушин играет сцену, где сам Наполеон говорит о том, что его слишком долго и мучительно убивают.
В общем, довольно сложный спектакль, очень внимательно надо смотреть, чтобы не упустить нити, чтобы понять, чтобы принять собственное решение. Многослойные характеры, многослойный и спектакль. Неоднозначны и оценки. Нет черного и белого, хоть именно этими цветами шахматной доски расчерчена вся сцена. Все зависит от точки зрения.
Костюмы тоже в основном черно-белые, но именно черно-белые, а не черные или белые. И только шахматы яркие, разноцветные, хотя общее впечатление - кровавые, красные.


Очень украшает спектакль эта массовка. То они - русские шахматы, то граждане Рима, то солдаты Наполеона. Прекрасный фон к основному действию.


В целом, если первый раз это был спектакль для души, наполненный яркими эмоциями и потрясший энергетикой, то вчера - больше постановка для головы, для размышлений. Правда, все равно в них иногда вихрем врывались эмоции. Ну а как не быть эмоциям там, где царит фирменный стиль театра, его свет и его музыка. И его любимые актеры, очередная встреча с которыми - уже удовольствие.

За возможность еще раз увидеть этот спектакль спасибо огромное сообществу Москультура и лично atlanta_s.
И, конечно, театру "На Юго-Западе", почитать о котором вы можете на страницах его социальных сетей: в Фейсбуке, в ВКонтакте, в Инстаграме и видео-канале на ЮТубе.
Все фотографии взяты с сайта театра.


  • 1
Смотрела этот спектакль, спасибо - как будто еще раз побывала.

Не за что. Я рада, что отзыв понравился. Мне сложно было сформулировать. Первый раз на эмоциях писала, а вот после второго просмотра пришлось голову включать, а это, ИМХО, не самое лучшее для театрального отзыва ))) Спасибо.

Прекрасный отзыв, присоединяюсь к Галине.

  • 1