?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
"А вместо сердца-пламенный мотор" ("Светлый путь.19.17", МХТ)
galkateatralka

Давно хотела посмотреть что-то из спектаклей Александра Молочникова, слышала об этом молодом режиссере, но все никак не получалось попасть на одну из частей его трилогии: "19.14", "Бунтари", "Светлый путь". В результате начала с конца, но, думаю, это не страшно. Спектакль самостоятелен и самодостаточен.
Начинается все, как веселый стёб над событиями 1917 года. Интеллигентная дворянка - преподаватель женской гимназии и пролетарий Макар, не умеющий читать, влюбляются друг в друга. И всё бы ничего, но вмешивается в их судьбу железная указующая рука Вождя со товарищи. Мечта о светлом будущем, когда сметану из облаков ложками есть можно будет, уносит Макара далеко от любимой. Ленин с Крупской превращают его в супер-машину, и сметает сия машина все живое на своем пути, слушая лишь указания своего нового, железного, сердца.
И вот постепенно легкий, веселый спектакль обретает зловещее звучание, оболочка смешная, но становится все тяжелее на душе. Сначала едва уловимо, больше интуитивно, но затем все явственнее прорезаются трагические ноты. И вот уже откровенный беспредел проникает на сцену, вот уже едят человечину под видом свинины, вот убивают буржуйского ребенка, чтобы родить нового, правильного, пролетарского.
Кстати, вот этот спектакль в спектакле о рождении нового сверхчеловека был каким-то дико страшным, хоть внешне больше напоминал празднование первомая в советские времена. Но было в этом празднике нечто, накрывающее его зловещей пеленой. Я не знаю, что именно. То ли макет ракеты, больше напоминающий то ли пулю, то ли фаллос, то ли сам акт рождения, то ли что-то еще, не важно...


Вообще, стилистика спектакля очень часто напоминала советские праздники: массово, бодро, внешне радостно, а что внутри - у каждого свое...
Мне понравилось, интересно. И несмотря на уже довольно избитую тему (с благими намерениями, но без мозгов, светлый путь можно построить только темными делами), смотрится свежо. Активно используются возможности МХТовской сцены с ее сложной машинерией, четко работает массовка, на заднике транслируются неожиданные кадры из старых советских фильмов, позволяющие провести нужные режиссеру аналогии. До абсурда доводятся возможные последствия декретов новой власти (о свободной любви). Разряжают обстановку шуточки (про шалаш в Смольном, например). Но вот что интересно, при всем стёбе я не почувствовала какого-то неуважения к Ленину, Троцкому или Крупской. При всей одиозности этих персонажей спектакля они не показаны придурками, как это могло бы напрашиваться. Во всяком случае, мне так показалось.
В целом, такая утопия на тему революции, созданная сто лет спустя после нее, взгляд молодого человека на события тех дней, но и предупреждение (очередное) о возможном повторении. Недаром на поклонах Александр Молочников останавливает аплодисменты и говорит о том, что, к сожалению, вынужден передать привет своим спектаклем тем, кто проходит по делу седьмой студии.
Сам Молочников, кстати, играет одного из персонажей, художника.
Из актеров очень понравился Алексей Вертков (Бас Его Величества). Прям такой барин-барин в своем красном халате. Попадает в общую мясорубку, но старается сохранить достоинство


Парочка Вождей, Ленин и Крупская, в исполнении Ирины Пеговой и Игоря Верника, тоже были хороши.
Да, собственно, вообще ни к кому из актеров никаких претензий, все отрабатывали на совесть, начиная с исполнителя главной роли Макара Олега Гааса.

Хочу теперь посмотреть предыдущие части трилогии, надеюсь, доберусь до них хотя бы в следующем сезоне (а там, кто знает, может, и в этом сложится)). Фото взяты с сайта театра
Tags: